«АРСЕНАЛ» НПО : Куда движется рынок упаковки?

Выставки в области упаковки и полимеров, которые проходили в Москве с конца 2008 года, не оправдали ожиданий участников. Такая же участь, казалось бы, была уготована и Росупаку-2010. Но кризис, который бродит по Европе почти два года, похоже, выдохся.

«Росупак» переживает не лучшие времена своей пятнадцатилетней истории. В кризисном 2009 году на 12% сократилось число посетителей. Площади и количество участников – на 40%. Меньше стало и стран-участниц. В нынешнем году ситуация практически не изменилась. За одним исключением – посетителей на выставке заметно прибавилось. Конечно, открытие станции метро около выставочного «Крокус - Экспо» оказало положительное влияние на посещаемость. Но только данным обстоятельством объяснить наплыв посетителей нельзя. И дело не только в посетителях. Изменилось настроение участников.

Официальная статистика организаторов выставки – концерна «МВК», пока не опубликована. Поэтому говорить об увеличении числа посетителей можно только на основании ощущений участников. Ну что же, статистика, как известно, привирает. В разделе «Итоги..» на сайте «Росупака», например, указывается общая, а не реально занятая под экспозицию площадь залов. Но мир дан нам в ощущениях, а ощущения специалистов сходятся – посетителей в 2010 году стало заметно больше. Действительно, когда стендовики не курят у туалетов, а с блестящими глазами беседуют с посетителями экспозиций, когда две сотни столов в кафетерии уже с утра заняты под переговоры и когда посетители передвигаются по залам на повышенных скоростях, то опытный глаз сразу подмечает, что выставка проходит успешно и с пользой для участников.

Резко сократилось на «Росупаке» число фирм-участниц из Западной Европы. Это объяснимо – по договоренности между организаторами зимней выставки «Интерпластика» и национальными ассоциациями европейских производителей пластмасс часть расходов европейским участникам экспозиции компенсируется. В результате европейские поставщики оборудования почти поголовно изменили «Росупаку» с «Интерпластикой». Зато «Росупак» стал более специализированной выставкой, центр тяжести которой сместился в область упаковочных материалов и продукции.

Еще интересно отметить тот факт, что не выросло число азиатских участников экспозиции. А ведь в 2006..2008 годах казалось, что «Росупак» станет полностью китайской выставкой. Место экспортеров заняли непрофильные фирмы и региональные производителей упаковки. Возможно, сказались усилия организаторов по привлечению экспонентов. А может просто опять настало время «покупать российское».

Из заметных тенденций можно отметить сокращение представленных на стендах образцов оборудования. В прошлом на «Росупаке» можно было увидеть десятки функционирующих машин, сегодня это число уменьшилось до единиц. Правило «не пощупав, не купят», конечно, никто не отменял, но за 15 лет бурного роста рынка упаковки все уже и нещупались, и напокупались. Появилось понимание того, что важно не столько железо, сколько технологии, сервис и репутация. К тому же внешний вид оборудования говорит гораздо больше о свойствах краски Тикурилла, чем о качестве материалов, допусках и посадках, методах расчета и конкурентных преимуществах показанной машины. Все важные моменты потенциальному покупателю приходится выяснять в ходе общения, опроса специалистов и посещения действующих предприятий уже после выставки.

В кулуарах выставки говорили и о том, что все крупные секторы упаковки уже заняты и борьба в них идет за каждого заказчика. Соответственно, растет уровень качества продукции, сокращаются издержки, а значит вытесняются посредники, постепенно сокращаются «откаты» представителям покупателей. Рынок становится цивилизованнее и профессиональнее.

Модные нынче нанотехнологии и биоразлагаемая упаковка также нашли свое отражение на ряде стендов. Однако в реальном бизнесе по прежнему сначала считают деньги и оценивают спрос, а потом уже гонятся за модой. По этой причине изменения в секторе упаковки носят менее заметный, но более важный характер. Все больше жидкого упаковывается в гибкое, а хлорсодержащие барьерные материалы не исчезают, а начинают использоваться более разумно и раздельно. Бумажные пакеты и целлофан – это, конечно, актуально, но экономически не оправдано и, по большому счету, нефункционально. Так что, в этом смысле, «Росупак» не перевернул мир упаковки.

Но все же что-то существенное на рынках упаковки произошло в конце мая - начале июня. Специалисты сходятся во мнении о резком увеличении спроса и цен на сырье, на расходные материалы и на готовую продукцию. Некоторые марки полимеров вообще сегодня стали дефицитом. Такого давно уже не было, а это о чем-то, да говорит. Может спрос, наконец, перешагнул предложение, что изменило вектор развития сектора?

Это позволяет, отвечая на вопрос, вынесенный в подзаголовок, сказать, что лето 2010 года окажется для упаковщиков жарким. Да и осень, пожалуй, будет не прохладной.

«АРСЕНАЛ» НПО
Смышляев А.Р.

Источник: Plastinfo.ru

Опубликовано: 2010-06-30

Все новости

Смотрите также по теме ««АРСЕНАЛ» НПО : Куда движется рынок упаковки? »: